Продюсерский центр

Римские встречи 1973 года

Раздел: Библиотека
09-11-2017

В заключение мне хочется несколько слов сказать хотя бы на одном примере о недобросовестных приемах полемики, характерных для статьи Роберто Алеманно.

«Выступление Караганова, пишет Алеманно, началось с почти открытых нападок на фильм Тарковского «Солярис», хотя могло бы показаться направленным вообще против всех фильмов, «философия которых основана на той предпосылке, что научный и технический прогресс, непрерывно расширяющий наши возможности, не сопровождается прогрессом человеческой сущности. Отчуждение человека, нравственные деформации «потребительского общества», межнациональная вражда и другие порождения капитализма представляются в этих фильмах как некая всеобщность, одинаковая для всех людей, под какими бы флагами они ни жили».

Сразу замечу: приведя цитату из моего доклада, Алеманно пристегнул к ней фильм Тарковского опять же только для «удобства полемики». Участники симпозиума помнят, что не о «Солярисе» шла речь в моем докладе при анализе влияния экзисценциалистской идеи о соотношении прогресса техники и развития человеческой личности на современное кино. Ведь «Солярис» никак не может быть поставлен в один ряд с фильмами, подвластными этой идее. Не может по той простой причине, что в нем с поразительной поэтической силой выражена влюбленность художника в нашу прекрасную землю, вера в человека, в его способность все глубже проникать в тайны мироздания, совершенствуя себя, свой разум в процессе постижения истины. В фильмах же, отрицающих саму возможность прогресса человеческой сущности, человек изображается как изначально и извечно порочное существо, а окружающий его мир как средоточие окаменевших уродств. Когда герои такого рода фильмов устремляются в космические дали, они и туда несут в отличие от героев «Соляриса» свои неистребимые земные пороки, даже электронные чудо-машины заражают этими пороками, как это происходит, например, в «Космической Одиссее» Кубрика.



Добавить комментарий к публикации "о фильме Тарковского «Солярис»":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Встречи с итальянскими кинематографистами
 Мораль в итальянском кинематографе
 Римские встречи 1973 года
 Влияние советской кинематографии на мировое кино
 На путях, освященных октябрем

Рейтинг@Mail.ru
2005-2016 © продюсерский центр "Экспресс"