




Римские встречи 1973 годаРаздел: Библиотека | 25-02-2021 |
Идеи Ленина о культуре это не собрание разрозненных высказываний, а цельное учение, все части которого взаимосвязаны. Начетническое выхватывание цитат, противопоставление одной части учения другим его частям в полном отрыве от реальных процессов развития современной культуры глубоко противоречит самой методологии ленинской мысли. Да и тот отрывок из проекта резолюции «О пролетарской культуре», которым оперирует Алеманно, не дает никаких оснований для его метафизически однозначного истолкования: не просто об использовании опыта существующей культуры писал Ленин, а об усвоении и переработке всего ценного в ней, о дальнейшей работе на этой основе и в этом направлении, одухотворяемой практическим опытом диктатуры пролетариата; Ленин писал о развитии действительно пролетарской культуры (это Троцкий говорил о невозможности ее создания, заявляя, что пролетариат не располагает достаточным для этого временем).
Критический метод автора статьи весьма эклектичен. В одном случае для полемики с «теорией сепаратной культуры» Алеманно привлекает письмо Сталина Крашенинниковой по некоторым вопросам языкознания: в письме говорилось о том, что специфические слова и выражения, имеющие классовый оттенок, используются в речи не по правилам какой-либо классовой грамматики, а по правилам грамматики существующего общенародного языка. Механически перенося логику этих лингвистических суждений на процессы развития художественной культуры, Алеманно насмешливо отвергает само понятие борьбы за советское искусство, отличающееся от искусства буржуазного, хотя и эта борьба и эти отличия давно уже стали реальностью, которая, как и всякая реальность, требует внимательного к себе отношения.




