




На дискуссиях с японскими кинематографистамиРаздел: Библиотека | 07-01-2021 |
Вспомним историю «Самого долгого дня Японии», историю переговоров и борьбы за сохранение в фильме сцен с императором, говорящим о капитуляции. С точки зрения тех «добровольных цензоров», угрожавших кинематографистам палками, «Самый долгий день Японии» это более или менее безобидный фильм по сравнению с тем, что сделал Сацуо Ямамото. Там была объективность, переходившая временами в объективизм, и не было такой страстности в утверждении антимилитаристских идей, какая есть в фильме «Война и люди». В нем действительно завоевываются новые позиции, и мы вправе говорить о высоте идеи, о высоте нравственного принципа в соединении с политической позицией, которая стала основой для гражданского и художнического подвига, а фильм «Война и люди» в условиях, когда милитаризм поднимает голову, в условиях современной обстановки в Японии это гражданский и художнический подвиг.
Как подвиг художника воспринимается и фильм «Такидзи Кобаяси»: ведь это не на студии имени Довженко, а в Токио показывается бесстрашный рыцарь коммунизма, великий поэт-коммунист, которого забивают насмерть в полиции.
Мы частенько говорим о профессиональных проблемах кино «внутрикинематографически», не учитывая конкретную обстановку, в которой создаются фильмы, и у нас привычно срываются слова, естественные для советских кинематографистов, для нашей среды, но никак неприложимые к японской кинематографии. Один из участников симпозиума в своем выступлении высказал такое замечание: многим японским фильмам не хватает мужского братолюбия. Мы понимаем, какой смысл вкладывал он в эти слова. Но для того чтобы этот смысл обнажился, нужны существенные оговорки к слову «братолюбие». Можно ли говорить о братолюбии как некой отвлеченной нравственной категории, существующей вне реальностей классовой борьбы? Какое может быть братолюбие между Такидзи Кобаяси и убивающими его полицейскими? Братолюбие между Ямамото и режиссерами, которые создают милитаристские фильмы, а их тоже немало в Японии?




