Продюсерский центр

На путях, освященных октябрем

Раздел: Библиотека
08-07-2018

В первой части доклада Аристарко чувствовалось стремление проникнуть в сам процесс развития советской кинематографии, отбросив мешающие анализу схемы и упрощения. Но в этом своем плодотворном стремлении докладчик был непоследователен он сам не избежал упрощений, против которых протестовал. Вместо реалистического анализа развития советского кино в первое послевоенное десятилетие он повел разговор о догматических искажениях социалистического реализма, полагая, что ими можно охватить и объяснить целое десятилетие истории советской художественной культуры. В результате и получилось, что в одной главе своего доклада он очень высоко оценил такие фильмы, как «Иван Грозный», «Возвращение Василия Бортникова», «Мичурин», а в конце доклада, словно забыв сказанное в начале, стал говорить о периоде создания этих фильмов так, словно советская кинематография той поры не существовала. Замена научного исследования размашистыми формулами помешала итальянскому киноведу реалистически проанализировать действительные трудности развития советской кинематографии в 19451953 годах, урон, нанесенный ей политикой «малокартинья» и вместе с тем продолжение плодотворных традиций советского кино в лучших фильмах той поры (к названным в докладе Аристарко можно было бы прибавить еще и «Молодую гвардию», «Великий перелом», «Секретную миссию» и некоторые другие).

Реалистическому анализу движения киноискусства было посвящено выступление советского кинокритика Юрия Ханютина. Он говорил о том, что идейную природу и эстетическую структуру советского кино можно понять, только соотнося его с эволюцией общества, развитием самой действительности. Если бы можно было составить ленту, соединяющую отрывки из советских фильмов о революции, созданных за несколько десятилетий, революция в ней поворачивалась бы разными своими гранями в зависимости от тех вопросов, которые предлагало общество, и ответов, которые оно жаждало услышать. Тогда бы мы поняли, почему 30-е годы выдвинули пламенного Чапаева и неистового профессора Полежаева, этого Чапаева в ньютоновской мантии. Почему 40-е годы создали абстрактный символический образ матери-Родины в фильме «Клятва».



Добавить комментарий к публикации "процесс развития советской кинематографии":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 На путях, освященных октябрем
 Мораль в итальянском кинематографе
 Римские встречи 1973 года
 На дискуссиях с японскими кинематографистами
 Влияние советской кинематографии на мировое кино

Рейтинг@Mail.ru
2005-2016 © продюсерский центр "Экспресс"